Руны и конец света

Руны вырезались на дощечке железным ножом и для усиления заклинаний окрашивались кровью. В древнем эпосе говорится, что бог войны Один вырезал руны подобно тому, как вырезал из дерева людей (кстати, на языке кечуа runa и означает - "человек"). Но в любой момент Один может соскребсти руны обратно и тогда наступит конец света — Рагнарек.

Но Один всего лишь добытчик рун, но не их создатель. Логично предположить, что когда он похищал "мед поэзии" из пещеры великана Суттунга, то прихватил с собой и руны, содержавшиеся в волшебном питье. Дерево Иггдрасиль и пещера Суттунга — дериванты одной мифологемы.

На основе эддического материала как нельзя лучше становятся видны связи происхождения "письма" из "опьяняющего напитка". И все-таки кто был изначальным владетелем рун? Об этом можно лишь догадываться. В эпосе упоминается, что Один получил руны из рук великана Бельторна, своего деда по матери. В другом месте сказано, что хозяин "медового источника" в корнях мирового древа — великан Мимир. Ему-то и отдает свой глаз Один зато потом Мимир лишается головы. Возможно, Суттунг, Бельторн и Мимир – одно лицо. Но важно другое — изначальное пребывание рун было в руках враждебных богам великанов. 

Первые хозяева письмен обладали терратоморфными чертами — можно сравнить игуаноподобность майясского Ицамны, змеевидность Кетцалькоатля, Кадма, Фу Си и Шэнь Нуна, Шиву, сидящего под гигантской коброй. Обиталище чудовищ — вода, поэтому и письмена, как тростник, выросли оттуда. В "Речах Сигрдривы" говорится: "Один руны измыслил из влаги такой, что некогда вытекла из мозга Хейдраупнира (владельца магического кольца Драупнира) и рога Ходдрофнира (Хеймдалля, хранящего рог в корнях Иггдрасиля; в него он протрубит перед концом света)". Поэзию скандинавы называли "потоками груди Одина" или "влагой котла груза виселицы Одина".

С этими сюжетами о добывании рун пересекается и "рыбалка Тора", когда бог-громовик чуть было не вытащил со дна моря мирового змея Иормунганда и разбил кубок о лоб великана. Возможно, это тот самый "кубок браги, что полон песен и письмен на пользу, разных заклятий и радостных рун".

 

По материалам сайта www.rbardalzo.narod.ru