Числа открывают тайны мироздания

На Западе обрывается ход солнца, туда уходят души мертвых. Но если заплести пятьдесят косичек, то можно попасть на Восток – туда, где зарождается все новое. Об этом знали древние хакасы.


Говорить о нумерологии в хакасской традиционной культуре можно, опираясь на письменную и фольклорную традиции, поскольку числовые характеристики явлений и событий в фольклоре очень часты. Так, использование числа 3 можно истолковать как достаточность: три попытки, три испытания, три года герою, три поколения героев охватывает богатырское сказание. Число 9 используется как показатель полноты: девять саженей роста, девять фляжек вина в подарок, скот девяти наименований преподносился при сватовстве, девятисоставной народ участвует на празднествах. Девять можно трактовать как строенное три - достаточность достаточного. Также встречаются и другие цифровые характеристики: семь лет наставницам-сестрам, шести- и восьмигранные вершины гор или юрты, на плечах девушек по пятьдесят и шестьдесят косичек и так далее.


Вот семантика слов, обозначающих числительные первого десятка:

1 - по-хакасски "пир", можно возвести к глаголу "пырлирга" (пырла) - пылать (пылай), или к парному существительному "пир-пар", обозначающему пыл, сильный жар от огня.
2 - по-хакасски "ики" - возводится к "ике" - нежность. Для сравнения: оборот "икем-кинджем" обозначает обращение к младшей родственнице, дословно - ласковая привязанность.
3 - по-хакасски "юс". Корень "юс" как в мягкой огласовке, так и в твердой как "ус" входит в корень нескольких слов, обозначающих верх, вершину, острие, мастерство. А также в звонкой огласовке "юз" является глаголом, который переводится - обрывай, рви, и производному от этого глагола "юзут" - дух смерти (обрыватель жизни).
4 - по-хакасски "тёрть" - можно идентифицировать с глаголом "тёрит" - рожай (рождать), производить в жизнь.
5 - по-хакасски "пис". Слово пис как корень в твердой и мягкой огласовке входит в слова: крои - "пыс", варись - "пыз", лучись - "пызангна", шило (шип) - "пыс", а также в личное местоимение мы - "пис".
6 - по-хакасски "алты". Слово "алты" обозначает низ чего-нибудь.
7 - по-хакасски "чити". Слово "чит" входит в корень слов "читти" - дошел, "читиг" - наточенный (острый), "чит" - исчезни.
8 - по-хакасски "сигис". Слово "сигис", так же как и латинское слово секс, имеет значение акта совокупления.
9 - по-хакасски "тогыс". Слово "тогыс" переводится как работа. Но, наряду с этим, в хакасском языке есть другое слово, обозначающее работу - "ис". И это слово входит составной частью в слово "тогас" (тог-ис). Можно предположить, что этимологически, слово "тогыс" является составным, состоящим из "тог" - наполненный, сытый и "ис" - работа, т.е. работа на наполнение, на насыщение.
10 - по-хакасски "он". Слово не имеет прямых аналогов. Но есть близкое по звучанию слово "онг" - правое, польза, удача.

Семантический анализ названий числительных позволяет сделать вывод о циклической повторяемости их значений: один и пять как символ жара, два и шесть как символы женского начала (нежность и низ), три и семь как символы мужской половины (вершина, острие), четыре и восемь как символы рождения, зачатия. Цикл повторений идет через четыре, через символ рождения. Об этом пишет А.И. Кожетков в книге "Евразия. Культурное наследие древних цивилизаций".

С числом 4 связано также жизненное пространство людей, подлунный мир. Востоку, месту восхода солнца, отводилась роль творца жизни, вдохновителя всех начал, укрепления всего нового. Антитезисом жизни выступал Запад, там обрывался ход солнца, туда уходят души мертвых - юзуты. Там находилась страна мертвых и стихия сухости, камня. Синтезом этих антагонистических начал (жизни и смерти) являлся Юг, верхняя сторона мира, мужская половина в традиционном понимании хакасов. И четвертой, актуализирующей все новое и поглощающей все старое (мертвое), являлась нижняя сторона мира, женская половина - Север, где находились родовые воды, стихия воды.

Таким образом, в основных значениях числительных заложен принцип понимания процессов мира. И в основе этого принципа - единство и целостность процессов и явлений, относящихся к женским и мужским началам мироздания.